Анимация была кустарной промышленностью, пока не начала использоваться как часть военной пропаганды,
что привело к появлению первых полнометражных анимационных фильмов, как
Momotarou: Umi no Shinpei в 1945 году. Телевидение расширило аудиторию в
1960-х годах. Появление устройств для просмотра видео в домашних
условиях в 1970-х и 1980-х годах, в особенности, видеомагнитофонов,
позволило снимать нишевые аниме, предназначеные для более узкой
аудитории, и в конечном итоге студии начали держаться за свою аудиторию и
подстраиваться под неё по мере взросления. А до популяризации кассетных
видеомагнитофонов в 1980-х зрители смотрели в кинотеатрах анимационные
телесериалы, кабельное телевидение в 1990-х позволило студиям удешевить
производство в несколько раз — от них требовалось выпустить лишь одну
кассету.
Выпускаемое аниме делится на три категории:
предназначенное для трансляции по телевидению, для показа в кинотеатрах и
продажи DVD.
В 2005 году, суммарный товарооборот индустрии
аниме в Японии приблизился в 2 млрд долл. — сильно возрос по сравнению с
предыдущими годами. На это повлияли два фактора. Один из них — кассовый
успех таких фильмов, как «Унесённые призраками» и «Ходячий замок» Хаяо
Миядзаки, а также «Стимбой» Кацухиро Отомо и «Призрак в доспехах:
Невинность» Мамору Осии. Другой — переход от видеокассет на формат DVD.
Из 642 фильмов, показанных в японских кинотеатрах в 2003 году, 133 были
анимационными фильмами. Если прибавить доход от продаж фигурок и других
сопутствующих товаров, то общий объём рынка превысит 18 млрд долл. По
данным на 2005 год, кассовые сборы аниме и доход от продаж DVD в мире
составили 2 млрд долл. А если прибавить видеоигры, игрушки и другие
товары, то только в одной Японии продажи превысят 18 млрд долл. В 2003
году только в одних США таких товаров было продано на 4.35 млрд долл.