Аниме, как самостоятельное направление в мультипликации возникло в 1958
году и было официально признано как искусство в конце XX-го века.
История аниме корнями уходит к началу XX-го столетия, когда японцы стали
проявлять заметный интерес к иностранным техникам создания анимационных
фильмов.
Несмотря на то, что эксперименты с анимацией проводились в
Японии и до этого, первым заметным творением, относимым к аниме, стал
показ «Tale of the White Serpent», мультфильма студии «Toei». Первый
аниме-сериал выпустила студия «Otogi», представляющий собой чёрно-белые
исторические мультфильмы. В 1963-м Осаму Тэдзуки, прозванный «Богом
манги», основал студию «Mushi Productions» и выпустил свой первый
аниме-сериал «Tetsuwan Atom». Это стало началом бума аниме.
В течение 1970-x аниме активно изменялось, разрывая связи со своими
иностранными прародителями и рождая новые жанры, такие, как меха.
Появлялись такие произведения, например, как «Lupin III» или «Mazinger
Z». Многие известные режиссёры, в частности Хаяо Миядзаки и Мамору Осии,
начинали свою карьеру в эти годы.
К 1980-м аниме и манга широко
распространились в Японии, и переживали свой так называемый «Золотой
век». Были выпущены первые сериалы из цикла «Gundam», начала свой путь к
вершине Румико Такахаси. В 1988 году полнометражный фильм «Akira»
установил в 1988-м рекорд бюджета аниме-фильма и создал совершенно новый
стиль анимации.
1990-е и 2000-е годы стали временем широкого
признания аниме за пределами Японии. «Akira» и вышедший в 1995 году
«Ghost in the Shell», впервые объединивший традиционную анимацию и
компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году
полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160 миллионов
американских долларов в Японии.
Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей,
смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали
совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии
переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную
анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века
японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные,
серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для
подростков, детей и взрослых произведения.