За последние годы в мире существенно возрос интерес общества к культуре и
быту Японии. То, что раньше было экзотикой, теперь стало частью
повседневной жизни. Одним из таких аспектов культурной жизни Японии,
прочно вошедших в нашу жизнь, стала японская анимация — аниме. Первые эксперименты в области мультипликации начались в Японии в 1913
году, но короткие ролики того времени еще не были тем, что теперь
принято называть «аниме». Первым анимационным фильмом считается «Новый
альбом набросков» (1917) Симокавы Дэкотэна. В 20-х годах прошлого века
продолжительность аниме не превышала 15 минут. Его делали на меленьких
студиях художники-энтузиасты. Многие фильмы того времени повторяли
сюжеты популярных американских сериалов, чаще всего «Кота Феликса», но
большая часть все-таки была основа на традиционных китайских и японских
сказках. Например, «Величайший герой Японии Момотаро».
1932 год стал переломным для искусства аниме — тогда Масаока Кэндзо
создал первую анимационную студию «Masaoka Film Production» и в 1933
году снял на ней первый японский звуковой анимационный фильм «Сила и
женщины мира». Накануне Второй Мировой войны стали популярны
милитаристские сюжеты, призванные укрепить уверенность японского народа в
своей армии и поднять боевой дух населения. Вопреки расхожему мнению о
том, что «искусство вне политики», первые полнометражные анимационные
фильмы были сняты Сэо Мицуё по заказу японского правительства. В них
рассказывалось об освободительных боях и подвигах человекообразных
существ, защищавших Малайзию и Индонезию от рогатых чертей, под которыми
подразумевались американские войска. Но в начале 50-х годов ситуация в Японии изменилась — в стране с
разрушенной экономикой одиночки не могут достичь успеха по материальным
причинам. Естественным было создание анимационных студий американского
образца, первой из которых стала «Nippon Douga» Масаокой Кэндзо и
Ямамото Санаэ. Производство аниме крупными компаниями, а не
художниками-одиночками, было более целесообразно, учитывая
катастрофическую нехватку средств. После войны японская анимация
находилась в кризисе также из-за огромного количества иностранных
мультфильмов, заполонивших рынок.
Первой по-настоящему большой и серьезной студией стала «Toei Douga»,
созданная в 1956 году Окава Хироси, купившим «Nippon Douga». Но 50-е
годы не зря называют началом новой эпохи в аниме — расцвет японской
анимационной культуры ознаменовался приходом на экраны уже очень
известного мангаки (художника и автора японских комиксов) Тэдзуки Осаму.
С его появлением существенно расширились тематические рамки аниме,
приобрели популярность многосерийные фильмы. Тэдзука не планировал
продолжать сказочно-историческую линию, он хорошо понимал общество, все
внимание которого было сосредоточено в те годы на научной фантастике. В
январе 1963 уже на собственной студии господина Осаму вышел первый
действительно популярный черно-белый телесериал «Могучий Атом». Успех
был столько велик, что студии телевизионной анимации стали появляться
одна за другой. В то время начали выделяться основные жанры, в которых
после развивалось аниме.
В жанре «девушки-волшебницы» (сёдзё-аниме) сюжет обычно разворачивается
вокруг девочки, неожиданно получившей магическую силу и вынужденной
вести жизнь воина-мага. Первым таким фильмом стала «Ведьма Салли» студии
«Toei Douga». К тому же жанру принадлежит и крайне популярный в России
сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» студии «Toei».
Среди мальчиков и молодых людей были популярны фильмы жанра «мехи»
(управляемые боевые роботы), например, «Мазингер Зет» Нагая Го.
Появились сериалы на спортивную тематику, ориентированные как на
мужскую, так и на женскую аудиторию. Сейчас это совершенно особый жанр
со своими законами и особенностями.
Важность роли, которую сыграл Тэдзука Осаму, трудно переоценить, если
принять во внимание тот факт, что именно он создал первый анимационный
фильм для взрослых «Сказки 1001 ночи» по мотивам арабских эротических
сказок, а после «Клеопатру» — смелое, почти порнографическое насмешливое
повествование о жизни Рима. Позже из ярких экспериментов господина
Осаму развилось целое направление в аниме — «хентай» (порнографическая и
эротическая анимация).
В начале 80-х аниме стало больше ориентироваться на зрителей
подросткового возраста, требовавших серьезных сюжетов и сложных миров
взамен кукольной реальности. Наступила эра научной фантастики и
космических эпопей, эра «Гандама» («Kidou Senshi Gundam»). 80-е годы по
праву считаются золотым веком аниме — в то время значительно увеличилось
количество серьезных фильмов, развились жанры «космической эпопеи» и
фантастической комедии. После выхода «Жар-птицы 2772» Тэдзуки Осаму
существенно вырос интерес зрителей к полнометражным фильмам. Аниме
впервые стало выходить на видеокассетах, что повысило его доступность
для поклонников.
В начале 90-х годов в мире аниме господствовал киберпанк. Его каноны
заложил вышедший в 1987-1991 годах сериал «Кризис каждый день»
(«Bubblegum Crisis») режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей
Соноды Кэнъити. Римейк культового фильма появился в конце 90-х под
названием «Bubblegum Crisis Tokyo 2040» — еще более совершенное
графически и сюжетно аниме, настоящий шедевр. Но 90-е годы не стали
временем правления одного жанра, и количество потрясающих фильмов конца
ХХ века просто поражает воображение. В сокровищницу аниме вошли фильмы
самых разных жанров и студий, начиная с сериалов «про девушек для
девушек» и заканчивая фэнтезийными «Войнами Лодосса» и «Бастардом».
Сейчас анимационное искусство активно развивается, занимают свою нишу
фильмы, созданные с использованием компьютерных технологий. И, тем не
менее, аниме по-прежнему остается таким, каким его полюбили миллионы
японских зрителей, а за ними весь мир — оно остается ярким, необычным и
бесконечно разнообразным, обещающим неведомые миры и действительно
дарящим их.