Мягкая ритмичная музыка, непонятные значки иероглифов, темно-розовый
фон. Когда титры заканчиваются, на экране появляется лицо. Возраст и пол
существа идентифицировать сложно, зато у него огромные влажные глаза на
пол-лица, маленький аккуратный носик, еле заметные тонкие губы, длинные
волосы в причудливой прическе и обязательно видны красивые ушки. Так
описывает свои первые впечатления от просмотра аниме "начинающий
отаку"...
И ушки, и глазки - все как положено, может, даже чуть больше...
Откуда и как
Японская анимация зародилась в первой четверти прошлого века и была
вдохновлена, с одной стороны, ранними диснеевскими картинами, а с другой
– традиционной японской культурой. Обычно аниме рисуется в характерной
технике – его всегда легко узнать «на глаз», а, кроме того, этот жанр по
большей части ориентирован на взрослых, а не на детей.
В
основном аниме являются экранизацией японских комиксов (манга). Для
японцев манга – это что-то вроде рядового чтива, которое можно листать в
поезде, а для западного человека – это настоящее приключение. Манга
сама по себе очень похожа на мультфильм, особая специфика японских
комиксов заключается в том, что они воспринимаются как бы в реальном
времени: каждый кадр рассчитан и нарисован так, что страница комиксов
сливается в вашем сознании в непрерывный поток.
Манга похожа на перенесенный на лист бумаги фильм.
Например:
первый кадр – шаг одной ногой,
второй – шаг другой,
потом – общий план человека у двери,
следующий кадр – напряженное лицо,
потом – кулак, касающийся двери.
Благодаря этому готовые рисунки манга можно применять для создания аниме.
Парадокс заключается не только в том, что японские комиксы
воспринимаются как фильм. В свою очередь японская анимация
воспринимается в некотором смысле как книга: ведь схематическое
изображение лиц и фигур позволяет не просто поглощать визуальную
информацию, как это бывает с фильмами или мультиками, у вас появляется
возможность фантазировать, самостоятельно «дорисовывать» картины,
насыщать их деталями.
Прорисовка манги позволяет легко адаптировать ее в аниме.
Персонажи аниме – это не просто рисунки людей или животных, они будто
сами – иероглифы, символизирующие «девушку», «юношу», «кошку», «робота» и
так далее, а зритель уже сам имеет возможность наполнять их содержимым,
заложенным в сюжете. Аниме – это не разжеванная история, преподнесенная
в одном-единственном варианте, оно является «моделью» этой истории, ее
«уравнением». И, конечно, как и любое другое рисованное изображение,
аниме дает неограниченный простор художнику, способному создавать самые
фантастические пейзажи, невероятные образы, которые невозможно снять на
видео- или кинопленку или смоделировать с помощью макетов.
Столь яркие по эмоциальной насыщенности и психологической противоречивости образы возможны только в аниме.
Визуальный ряд в аниме немыслим без звука – и голосов персонажей, и
музыки. И особенно важен голос персонажа: через него транслируется
эмоциональное восприятие героя, чей визуальный образ схематичен.
Поэтому на Западе аниме обычно выпускается с субтитрами: это дает
возможность насладиться неискаженным оригиналом (с манга сложнее, ведь
японцы читают справа налево либо сверху вниз и при переводе картинки
«отзеркаливаются», что, разумеется, сильно меняет дело).
Маленькое философское отступление…
Слово «анимация» и, соответственно, «аниме» имеют один и тот же изначальный корень – «anima», то есть душа.
Мужское и женское начало сплетаются в японской анимации в удивительную гармоничную картину.
И если анимация – это живая картинка, то в «аниме» прослеживается нечто
большее – «живая картинка души». Слово «анима» в наше время имеет и
другое значение, психологическое, и означает «женское начало в мужчине»
Это женские чувства, проявляемые мужчинами: сентиментальность, влечение,
сопереживание. Получается, что «аниме» происходит скорее не от
«анимации», а от «анима» именно в таком, психологическом смысле слова. В
первую очередь задача аниме – передать эмоцию, а не сюжет. В казалось
бы логическую (мужскую) среду – четко выстроенный по определенным
канонам визуальный ряд – внедряются чувства (женское начало), которые на
самом деле являются не дополнением, а основой всего искусства аниме.
Поэтому каждая сцена аниме – вовсе не последовательность событий, а
последовательность чувств, созданная мелкими жестами, деталями, озвучкой
и преумноженная фантазией зрителя.
Как можно более точно передать чувства героев, смену настроений, эмоциональные полутона - основная цель мастера аниме.
Сладкая истома
Просмотр аниме – это в некотором смысле сексуальное удовольствие.
Наверное, всему виной символичные, иероглифические образы персонажей.
Клонированные люди с огромными глазами и одинаковой мимикой заставляют
всплывать живущие в нашем подсознании архетипы, мы даже самые обычные
диалоги и сюжетные повороты начинаем переживать со сладкой истомой.
Пол - далеко не главное, когда речь идет о сексуальной привлекательности героев. Эстетика аниме выше этих классификаций...
Речь не обязательно о порно-манга и порно-аниме (существует и такое, о
нем чуть позже). Стоит только посмотреть на позы героев, на их жесты –
тонкие пальцы мягко касаются сверхкибернетических предметов или
волшебных животных, девушка печально прислонилась плечиком к стене,
юноша трагически склонился в раздумьях на краю постели – во всем этом
есть смешение запретности и одновременно вожделения. Да и милые пушистые
зверюшки в аниме тоже обладают ясно выраженным женским и мужским
началом.
Инфантильность, непосредственность, "детскость" очень часто становится символом сексапильности.
Кроме того, существует специальный вид аниме и манги - "хентай". Здесь
персонажи совокупляются самым изощренным образом, и зритель может
наблюдать все запредельные сексуальные фантазии – как вам, например,
щупальца огромного космического осьминога, которые настойчиво
прокладывают свой путь во все укромные и потаенные места тела несчастной
девочки? Порнографическая мультипликация восточного происхождения
сильно отличается от западной, например, от польских мультфильмов, в
первую очередь своей невероятной жестокостью. И даже если все происходит
«по согласию», остается ощущение изнасилования или исключительной
развращенности.
На самом деле сама символичность изображений в
аниме уже является сексуально притягательной. Все знают, что
недосказанность, замаскированность сексуальной сути – прозрачное белье,
мокрая одежда, сквозь которую прослеживаются очертания тела – возбуждают
больше, чем полная обнаженность.
Аниме создает идеальный эротический образ благодаря легкой недосказанности, полуоткрытости.
Шлепанцы на прозрачной платформе
Японская культура внедряется в наше сознание осторожно, но настойчиво.
Минималистичные интерьеры в японском стиле, потрепанные книжки Мураками,
непонятные, но такие красивые иероглифы, суши и мисо-суп, традиционные
японские фасоны в одежде уверенно сочетаются с американскими
автомобилями, немецким пивом, парижскими кафе и московскими улицами.
Изображение в стиле аниме и манга используют для украшения одежды и
аксессуаров, в качестве рекламных персонажей, для оформления сайтов и
даже для политической рекламы.
Но любой, кто «принимает» аниме
(есть ли у него дома коллекция фильмов или ему просто понравилась сумка с
глазастой кошкой), становится вовлеченным в некоторую структуру,
конечно, не такую жесткую, как «металлисты» или «скины» и куда менее
социально ориентированную. Человек начинает с легким эксгибиционизмом
раскрывать окружающим свою душу – почти как персонаж аниме.
Полюбивший аниме придает повышенное значение собственному внешнему виду,
он становится неравнодушен к серому небу, моросящему дождю, неоновым
рекламам, отраженным в мокром асфальте. Ему начинает нравиться токийская
уличная мода: он приходит в восторг от шлепанцев на прозрачной
ярко-синей платформе, разноцветных гетров и ярких маек, надетых в
количестве не меньше трех. Чем более увлечен человек аниме, тем сильнее
это искусство переплетается с его душой. Некоторые поклонники даже
утверждают, что на определенном этапе начинают видеть мир сквозь призму
аниме, попадают в другую реальность, где все – полупрозрачное и
построено по схематическим канонам.
Любить аниме - это особое видение мира.
К вопросу о копиях, клонах, подражаниях и т.д. Популярность аниме в
последние годы выросла небывалыми темпами. Это вызывает волну его
"ширпотребизации", копирования внешней атрибутики без сохранения
глубинного смысла. Вот, например, не потому ли группа "Тату" имеет такой
успех в Японии, что, сознательно или нечаянно, выбрала себе
аниме-имидж?! Девочки такие же безвозрастные, такие же искренние, такие
же отчаянные и очень, очень эмоциональные. У них тоже большие печальные
глаза, растрепанные волосы, тонкие голоса...
В общем, спекуляций
на удачном образе может быть много, но искренность и гениальность
оригинала внимательному наблюдателю всегда легко отличить от натужной
стилизации.